Умные цели
Наверняка вы знаете что это такое — SMART цели в теории. Но давайте к практике.
Берём задачу из списка дел «Перейти на патент». Это такая система налогообложения.
О чём нам говорит https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART
Цель должна быть
- конкретной (specific);
- измеримой (measurable);
- достижимой (attainable);
- значимой (relevant);
- соотносимой с конкретным сроком (time-bounded)
Пройдёмся по пунктам и преобразуем задачу.
Конкретика (Specific)
Объясняется, что именно необходимо достигнуть и что для этого нужно сделать.
Перейти на патент → Получить патент в налоговой → Подать заявление на патент в налоговую → Написать заявление на патент и сдать его в налоговую → Заполнить форму № 26.5—1 и сдать её в налоговую.
Получается мы уже перешли к сути дела, от общего «Перейти на патент» к конкретному действию, какую конкретно форму нужно сдать в окошко налоговой.
Измеряемость (Measurable)
Объясняется, в чем будет измеряться результат. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения.
В нашем случае измерений не требуется, но разберём второй пример.
Обучить менеджера интернет-магазина подтверждать заказы → Улучшить показатели подтверждения заказов менеджером → Увеличить средний чек на 30% по сравнению с предыдущим месяцем при подтверждении заказа менеджером.
Здесь мы ушли от абстрактного «обучения» к конкретной цифре, она не только включается в себя идею обучения менеджера, но и ставит ожидаемый результат этого обучения.
Достижимость
Объясняется, за счёт чего планируется достигнуть цели. И возможно ли её достигнуть вообще?
Заполнить форму № 26.5-1 и сдать её в налоговую → Выделить 30 минут, чтобы заполнить форму № 26.5-1 и час, чтобы отвезти её в налоговую.
Второй пример.
Увеличить средний чек на 30% по сравнению с предыдущим месяцем при подтверждении заказа менеджером
На самом деле 30% — вряд ли получится добиться, потому что наибольший прирост за месяц был в районе 15% и то нельзя требовать это от нового менеджера, поэтому реальная желаемая цифра будет 10%.
Увеличить средний чек на 30% по сравнению с предыдущим месяцем при подтверждении заказа менеджером → Увеличить средний чек на 10% по сравнению с предыдущим месяцем при подтверждении заказа менеджером → Выделить час в день, чтобы обучать менеджера приёмам увеличения среднего чека и 15 минут в день на контроль того, как он это делает, ежедневно отмечать результаты продаж и смотреть идём к показателю увеличения в 10% среднего чека или нет, искать в чём тогда причины
Актуальность (Relevant)
Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Необходимо удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо.
В случае с подачей заявки на патент — это очевидно. Без неё не выдадут патент.
В примере с увеличением среднего чека при подтверждении заказа обучение важно, чтобы объяснить какие есть средства для этого. Важно проверять выполнение и фиксировать результат, все ли полученные знания и используются и насколько увеличились продажи?
Ограниченность во времени (Time-bound)
Определение временного триггера/промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача).
Выделить 30 минут, чтобы заполнить форму № 26.5-1 и час, чтобы отвезти её в налоговую → Сегодня, край — завтра, выделить 30 минут, чтобы заполнить форму № 26.5-1 и час, чтобы отвезти её в налоговую.
Выделить час в день в течение недели начиная с сегодняшнего дня, чтобы обучать менеджера приёмам увеличения среднего чека и 15 минут в день на контроль того, как он это делает, ежедневно отмечать результаты продаж и смотреть идём к показателю увеличения в 10% среднего чека или нет, искать в чём тогда причины.